Блог Лиги
Кадровое дело

Воинский учет для работодателей

Основными нормативными актами, которые регламентируют ведение воинского учета, являются закон «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 № 53-ФЗ, Положение о воинском учете, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 № 719, Методические рекомендации по ведению воинского учета в организациях, утвержденных Генштабом ВС РФ 11.07.2017, КоАП РФ, а также Федеральный закон от 24.04.2020 № 132-ФЗ; для работодателей-организаций, расположенных на территории Республики Крым Методические рекомендации, утвержденные Постановлением территориальной комиссии Республики Крым по бронированию граждан РФ, пребывающих в запасе, от 13.03.2017 № 6.

Воинский учет в организации осуществляется по документам, перечням, формам, порядку составления, заполнения и хранения которых устанавливаются в соответствии с выше указанными законодательными актами.

Существует две категории работников для воинского учета :
1. Призывники — граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.
2. Граждане, пребывающие в запасе, — военнообязанные:
  • граждане мужского пола;
  • уволенные с военной службы с зачислением в запас Вооруженных Сил РФ;
  • успешно завершившие обучение на военных кафедрах при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования по программам военной подготовки офицеров запаса, программам военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программам военной подготовки солдат, матросов запаса;
  • успешно завершившие обучение в военной образовательной организации высшего образования по программам военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программам военной подготовки солдат, матросов запаса;
  • не прошедшие военную службу в связи с освобождением от призыва на военную службу;
  • не прошедшие военную службу в связи с предоставлением отсрочек от призыва на военную службу или отменой призывной комиссией субъекта РФ решения нижестоящей призывной комиссии по достижении ими возраста 27 лет;
  • не подлежавшие призыву на военную службу по достижении ими возраста 27 лет;
  • не прошедшие военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии по достижении ими возраста 27 лет;
  • уволенные с военной службы без постановки на воинский учет и в последующем поставленные на воинский учет в военных комиссариатах;
  • прошедшие альтернативную гражданскую службу;
  • граждане женского пола с военно-учетной специальностью.

Основными документами, подтверждающими категорию работников для ведения воинского учета в организации, являются: удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу (приписное свидетельство) — для призывников, которые еще не отслужили; военный билет — для военнообязанных лиц в запасе.

Не подлежат воинскому учету граждане:
освобожденные от исполнения воинской обязанности в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» (ст. 23 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ);
проходящие военную службу;
отбывающие наказание в виде лишения свободы;
женского пола без военно-учетной специальности;
постоянно проживающие за пределами Российской Федерации;
у которых есть воинские звания офицеров и пребывающие в запасе Службы внешней разведки РФ и Федеральной службы безопасности РФ.

Виды воинского учета:
Специальный — на таком учете состоят военнообязанные, кто пребывает в запасе на периоды мобилизации и военного положения, а также те, кто служат в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ на должностях рядового и начальствующего состава. В таких организациях вместе с воинским учетом осуществляется бронирование работников, т. е. закрепление необходимых специалистов за организацией на период военного положения.
Общий — на таком учете состоят остальные военнообязанные.

Организация обязана ежегодно извещать военкомат о численности и составе работников в возрасте 15 и 16 лет для проведения первоначальной постановки на воинский учет.
Не реже раза в год данные воинского учета организации необходимо сверять с информацией, имеющейся в военкомате.

Ведение воинского учета в организации — это ее обязанность, а не право, за неисполнение или некорректное исполнение этой обязанности выше указанные законы предусматривают меры ответственности. Долгое время штрафы за нарушения в этой области были небольшие — 300 рублей. С мая 2020 года штрафы возросли в 10 раз. Срок исковой давности за нарушения увеличен с двух месяцев до трех лет (Федеральный закон от 24.04.2020 № 132-ФЗ, ст. 4.5 КоАП РФ). 

непредставление в установленный срок в военкомат или иной орган, осуществляющий воинский учет, списков граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, штраф будет составлять 1000-3000 руб. вместо 300-1000 руб. (ст. 21.1 КоАП РФ);
неоповещение граждан о вызове их по повестке военкомата или иного органа, осуществляющего воинский учет, а равно необеспечение гражданам возможности своевременной явки по вызову по повестке — 1000-3000 руб. вместо 500-1000 руб. (ст. 21.2 КоАП РФ);
несообщение сведений о принятых на работу либо об уволенных с работы гражданах, состоящих или обязанных состоять, но не состоящих на воинском учете, — 1000-5000 руб. вместо 300-1000 руб. (п. 3 ст. 21.4 КоАП РФ).

Все организации, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, обязаны вести воинский учет.